Последние статьи печатные номера Подписка и поддержка О газете Друзья и партнеры

УКРАИНСКИЙ РАЗЛОМ

От редактора/№2(86)—2014
Роман Носач

События в Украине стали лакмусовой бумажкой для убеждений и взглядов многих христиан, обнажили «скрытое во мраке» и подняли множество серьезных и трудных вопросов.

Любой кризис или конфликт, – межличностный, межнациональный или межгосударственный, - при всей сопровождающей его боли и неизбежных потерях, имеет и свою положительную сторону. Он показывает, кто есть кто, кто во что и кому верит, обнажает то, что в обычных условиях либо остается незамеченным, либо отодвигается на периферию как малозначащее.

Он дает возможность вглядеться в себя и окружающих. Проверить свои личные убеждения, подходы, взгляды. Сформулировать свою позицию. Объединиться и… размежеваться.

Конечно, происходящее в Украине еще в полном разгаре и потребуется еще время, чтобы осмыслить и разобраться с тем, что произошло и происходит, но кое-что можно сказать и сегодня.

Во-первых, стало ясно, что несмотря на то, что все мы братья и сестры во Христе, мы имеем разные, а иногда диаметрально противоположные взгляды на роль Церкви в обществе. Кажется, мы и раньше об этом знали, но такой поляризации взглядов, такой нетерпимости к противоположному мнению не было.

В этом не было бы ничего страшного, в конце концов, разномыслие – это нормально и даже полезно для Церкви. Если бы не одно «но», а именно определенная категория верующих, от которых хочется, да и необходимо, держаться подальше.

Кто же они? Это те, кто по недомыслию или преднамеренно распространяют ложь, оскорбляют думающих иначе, вешают на них ярлыки и способствуют разжиганию ненависти между людьми.

Кто еще? Те, кто слышат только себя и свой подход/взгляд считают единственно верным и навязывают его окружающим. И делают это, обильно цитируя Писание.

Дискутировать с такими людьми бесполезно и даже вредно.

Кому-то может показаться, что это не христианский подход, мол, у нас свобода слова и мнений и нам надо общаться со всеми.

А с моей точки зрения, дистанцироваться от подобных людей будет очень даже по-библейски. Особенно если вспомнить Псалом 1, или Иисуса, Который нечасто посещал тех, кто превозносился в своей религиозной правоте. Или Павла с его призывом даже не есть с некоторыми. Это просто вопрос безопасности для нас, вопрос нашего душевного и духовного здоровья.

Во-вторых, выяснилось, что мы чаще верим государственной пропаганде, чем своим братьям и сестрам. Конечно, все могут ошибаться и неверно оценивать ситуацию, но впадать в другую крайность и верить госпропаганде, по моему мнению, совсем никуда не годится.

У каждого из нас есть друзья, близкие, родственники, которых мы хорошо знаем и доверяем их мнениям, взглядам, оценкам. Будем верить им больше, чем министерству правды.

В советское время, кстати, несмотря на попытки атеистического государства дискредитировать отделенных баптистов, мы, молодежь регистрированной общины, не сомневались в том, что «Вестник истины» - это правдивый журнал.

В-третьих, на повестке дня остро встал вопрос, как научить людей противостоять манипуляции и государственной пропаганде, как помочь им сохранять здоровый баланс в мышлении, в оценках происходящего. Не просто закрыть уши и глаза и спрятаться в свою норку/общинку, но научиться отличать ложь от правды, взвешивать информацию, различать и не поддаваться провокационной истерии.

В-четвертых, более отчетливо проявилось, что мы не умеем конструктивно обсуждать разделяющие нас вопросы, не умеем внимательно слушать и слышать друг друга. Нам сложно не переходить на личности, не оскорблять и не навешивать ярлыки друг на друга. Очень трудно преодолевать искушение обвинить брата в неверном понимании Писания, в отходе от истины Божьей. И вопрос: «А верующий ли он/она/они?» звучит сейчас как никогда часто.

Нам кажется, что мы ясно и отчетливо видим всю картину и никто не может туда ничего добавить и потому мы имеем право критиковать, обличать, навязывать другим свои мудрые советы.

Увы, процесс самосознания идет медленно. Непросто Духу Святому работать с таким неподатливым материалом, как наши самоуверенные и самовлюбленные сердца и зашоренные умы. Говорят, что мудрость приходит с годами, но иногда приходят только годы.

Возвращаясь к вопросу о предназначении Церкви, о ее месте и роли в жизни общества, необходимо отметить, что разные люди дают различные ответы на него. А отсюда вытекает и разный образ жизни, разное отношение к нынешней нашей жизни.

Для одних жизнь после обращения к Богу – это вынужденное ожидание либо пришествия Христа, либо своей смерти. И весь смысл земного существования Церкви заключается в благовестии как можно большему числу людей.

Они видят Церковь в образе корабля, ковчега, плывущего через море зла и смерти. Главное – сохранить корабль, наполнить его пассажирами и доплыть до места назначения.

Другие считают, что предназначение Церкви – быть светом этому миру, осолять его, влиять на него. Они считают, что она призвана провозглашать, что Бог является Господином не только того, нового мира, но и мира нынешнего. И нужно не только молиться о том, чтобы воля Бога исполнялась здесь на земле и Царство Его распространялось, но и делом способствовать утверждению справедливости на этой земле.

О молитве Т.Райт пишет следующее:

«Новая жизнь Духа, дарованная христианам уже в нынешнее время, не сводится к тому, чтобы наслаждаться духовным комфортом в убежище частной и приятной духовности, но, скорее, это непрестанная борьба в тайне молитвы за то, чтобы внести в наш мир мудрый и целительный порядок Бога и тем самым воплотить победу креста и предвосхищение окончательного искупления» («Тайна зла», Эксмо, 2010).

И продолжает дальше:

«Обращаясь к нашему миру, Бог после смерти и воскресения Своего Сына создал и призвал Духом людей из всех племен, которые сознательно будут жить не в соответствии с нынешним миром, каков он есть, но в соответствии с тем, каким Бог его задумал,.. людей, которые, нося это напряжение в себе и претворяя его в молитву, становятся служителями этого нового мира, так что через них новый мир как исцеление и надежда врывается в мир нынешний».

Такое предназначение Церкви требует активного вовлечения в жизнь окружающих нас людей, искренней заинтересованности в их нуждах и проблемах, разделения с ними их боли и принесение им надежды.

Такая молитва требует колоссального напряжения внутренних сил, упорного труда, строгой самодисциплины и большого сердца. (Для многих из нас, наверное, легче «утки» выносить в больницах, чем так молиться.)

Но именно такая молитва, - осмысленная, осознанная, целенаправленная, - сдвигает горы, народы, правительства и утверждает Его Царство здесь на земле.

Давайте используем время, которое мы тратим, убеждая друг друга в своей непоколебимой правоте, на деятельную совместную молитву о господстве Его воли вокруг нас. И когда это произойдет, будет уже не так важно, кто из нас был более правым.